Когда необходимо нотариальное заверение сделок с недвижимостью

Закон в России дает выбор: самим заняться составлением договора и его оформлением или поручить это задание нотариусу. Ряд сделок заключается у этого специалиста в любом случае, остальные по желанию сторон.

Печать

Какие сделки необходимо заверить

Заверение сделок на практике означает участие нотариуса в составлении документа, а также подтверждении намерений сторон и законности договора. Он также ставит подпись на документе и свою печать. Договор составляется на специальном бланке, имеющем голографическую защиту.

Не так давно пополнен список обязательного удостоверения сделок:

  • с долями на дом, квартиру или землю;
  • о разделе имущества супругов;
  • с недвижимостью на основе доверительного управления или опекунства;
  • с недвижимостью тех, кому еще нет 18 и тех, и имеющих статус ограниченно недееспособных.

Новые положения защищают права людей с ограниченными возможностями и зависящими от других лиц. На практике представители данной категории и становятся нередко жертвами незаконных действий с их недвижимостью. Защититься же им потом намного сложнее.

Требования к сделкам

Надо сказать, что процесс нотариального заверения подробно регламентирован, как законом о нотариате, так и методическими рекомендациями федеральной нотариальной палаты:

  • проверяется паспорт участника сделки или его представителя (паспорт, доверенность), для чего организован доступ к базе паспортов и миграционных документов;
  • подлинность документов может быть проверена по запросу паспортным столом;
  • договор зачитывается в кабинете всем участникам;
  • участники ставят подписи в присутствии нотариуса;
  • составляется количество заверенных копий по числу сторон и один остается у нотариуса;
  • разрешается составить документ в электронной форме, цифровая подпись ставится при нотариусе.

Закон имеет ряд требований к нотариальным документам. В них не должно быть исправлений, помарок и т.д. Если же исправления есть, они оговариваются:

  • Текст договора, составленного на нескольких листах, подшивается, страницы нумеруются, на них ставится печать, что подтверждает целостность документа.
  • Все, что обозначается цифрами (даты, суммы) вписывается и в буквенной форме. После цифр в скобках число излагается буквами.
  • Полностью вписываются ФИО гражданина, в договор вписывается полное название юр. лица, адрес, место фактического нахождения, регистрационный номер.

Регистрация нотариально удостоверенных сделок

Процесс регистрации заключается в цепочке действий:

  • подача заявления;
  • приобщение к заявлению договора, копи паспорта доверенности;
  • приобщение документов, подтверждающих права на объект (предыдущий договор, свидетельство о наследстве, акт органа власти);
  • квитанция об оплате госпошлины.

Регистрация нотариального договора не требует правовой экспертизы, проверяется правильность заполнения заявления, наличие пакета прилагаемых документов.

Стороны вправе поручить регистрацию нотариусу, он вправе направить бумаги в службу регистрации по их просьбе. Процедуру разрешается проводить на основе электронных документов, их подлинность подтверждается ЭЦП.

Фактически нотариальный порядок дает возможность серьезно экономить время, не придется месяц или больше ждать решения регистратора.

Через несколько дней стороны получают выписку из реестра о регистрации права в МФЦ или у нотариуса.

Стоимость

Услуги оплачиваются или в размере государственной пошлины или по нотариальному тарифу. Пошлина касается случаев обязательного удостоверения, тариф распространяется на случаи, в которых участие нотариуса необязательно.

Размер пошлины прописан в Налоговом Кодексе, размер тарифа в законе в законе об основах нотариальной деятельности, ст. 22.1.

Никто не вправе выходить за рамки пошлины или тарифа, однако взимается плата за технические и правовые услуги. Что в них входит, решает сам нотариус. Поэтому, несмотря на регулирование со стороны государства свобода действий остается.

Законом предусмотрена подробная градация сделок, но в целом ставки примерно следующие:

  • до 1 млн. – 3000 руб.,
  • от 1 млн., до 10 – 5000 тыс. руб.

К данным цифрам прибавляется процент от сделки в размере от 0,1 до 0,4 %.

Коэффициент определяется размером суммы сделки. Передача имущества родственникам стоит дешевле.

Нельзя забывать об оценке недвижимости, услуги оценщика оплачиваются отдельно.

Далее следует учесть размер пошлины за регистрацию, в среднем ставка за регистрацию – 2000 руб. Кадастровая оценка определяет минимальный размер цены сделки, если же цена выше, то расчет вознаграждения делается этой суммы.

Плохо, когда нет выбора, в городах, где много специалистов, проще найти того, кто готов оказать услуги качественно и не завышая цены.

Плюсы и минусы обязательного нотариального заверения

Что можно сказать о плюсах:

  • граждане получают некоторую гарантию от мошеннических действий;
  • снижение число ошибок в договорах с недвижимостью как правовых, так и технических;
  • ответственность сообщества нотариусов, доказанность вреда от действий нотариуса, дает право на выплаты за счет страховки и компенсационных выплат;
  • нотариальная услуга может оказаться дешевле, чем составление документов у обычного юриста;
  • нотариус имеет реальные возможности проверить документы и действительное наличие прав
  • ускоренная процедура оформления, особенно, что касается регистрации сделки.

Остаются и минусы:

  • нет полной защиты от нечестных нотариусов;
  • некоторые нотариусы выставляют более чем завышенные расценки;
  • необходимость личного присутствия при подписании документа.

Учитывая обсуждаемую тему для одних перечисленные плюсы – минусы, для других указанные минусы – плюсы. Ведь доход теряют юридические компании, те, кто разбирается в законах и сам может заняться оформлением, обязан платить лишние деньги, от чего он раньше был избавлен. Таким образом, повышается цена и несколько снижаются риски.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 0,00, (оценок: 0)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий