Каковы сроки приватизации жилья

В ходе бесплатной приватизации частные лица, проживающие в муниципальном или государственном жилье, становятся его собственниками. Для людей, думающих о перспективах, приватизация имеет определенные преимущества, таковых – большинство.

С жилплощадью, переходящей в их собственность, хозяева имеют право совершать разного рода операции: куплю-продажу, передачу в наследство, сдачу в аренду.

Но остаются те, кого устраивает проживание в государственном жилье (договор социального найма). Муниципальное жилье не изымается в счет погашения кредитных задолженностей, а коммунальные расходы частично гасятся из муниципального бюджета.

БТИ

Когда истекает конечный срок бесплатной приватизации

Хотя СМИ и пестрели обещаниями о продлении приватизации до марта 2018 года (закон даже был принят в первом чтении), что очень радовало граждан, не успевающих с оформлением жилища в собственность, указанная дата так и осталась достоянием средств массовой информации. Окончательный срок программы приватизации продлен только до 1 марта 2017 года.

Закон одобрили Госдума, Совет Федерации, подписал Президент России Владимир Путин 29 февраля 2016 года, после этого закон начал действовать.

Тем, кто интересуется последним сроком оформления жилплощади, важно знать, что истекает он 28 февраля 2017 года. Собрать все требуемые документы необходимо до конца февраля указанного года. На это может уйти до 3 месяцев.

Почему был продлен срок приватизации

Случалось это несколько раз, начиная с 2007 года. Продление потребовалось по нескольким причинам:

  1. Множество россиян проживает в аварийных жилых помещениях, которые приватизации не принадлежат, так как жильцы ожидают очереди на получение новой жилплощади. При сокращении сроков они никогда не смогут воспользоваться своим правом на приобретение жилища в собственность.
  2. Многими жильцами была проведена перепланировка своих квартир без ведома и согласия БТИ. Чтобы эти действия узаконить, необходимо обращение в суд, что занимает довольно много времени. Только после судебного решения гражданам доступно взять необходимые справки из БТИ и заниматься вопросом приватизации.
  3. Во избежание социальной напряженности на полуострове Крым также необходимо было продление срока приватизации. После инвентаризации муниципального имущества, которое сейчас проходит по Крыму, жители полуострова тоже смогут подавать заявление о переводе жилья в частную собственность.
  4. Процедура приватизации выгодна государству, потому что оно освобождается от расходов на содержание и ремонт приватизированного жилья, плюс оно получает налог на недвижимость от нового владельца.

Имеющиеся плюсы и минусы приватизации

После получение документов на владение квартиры ее хозяин получает статус полноправного собственника и имеет права на определенные действия:

  • продавать, обменивать, сдавать под аренду, завещать в наследство приватизированное жилье;
  • по личному желанию прописывать или выписывать любого человека;
  • по желанию может совершать перепланировку жилья (при согласовании с органами муниципалитета);
  • принимать участие в собраниях ТСЖ, имея возможность влиять на действия, происходящие в доме;
  • предоставление аналогичной жилплощади или выплату ее стоимости при необходимости выселения;
  • приватизированное жилье легче продать и стоимость его выше;
  • оставить квартиру под залог банковского кредита.
Следует знать, что у процедуры приватизации есть обратное действие, совершаемое всего лишь раз – реприватизация. Жилец отказывается от прав собственника и снова заключает договор социального найма с государством.

У приватизированного жилья есть и свои недостатки:

  • обязанность выплаты налога на недвижимость (с 2016 размер налога устанавливается из расчета рыночной стоимости жилплощади);
  • собственник квартиры обязан ежемесячно выплачивать установленную сумму средств на содержание и капитальный ремонт дома;
  • на случай пожара, взрыва, землетрясения или любого другого чрезвычайного происшествия частная собственность вряд ли будет возвращена государством, поможет в затруднительной ситуации только страховая компания, если жилье было застраховано;
  • при необходимости сноса дома владельцы имеют право претендовать только на ту площадь жилья, которая у них имелась.

Проживающим в социальном жилье при сносе дома будет предоставлена жилая площадь, соответствующая нормативам – 18 квадратных метров на каждого проживающего.

Сколько требуется времени на приватизацию

Все будет зависеть от того, за какой срок будущий собственник соберет все нужные документы. При их оформлении, возможно,придется столкнуться с непредвиденными заранее трудностями, что автоматически удлиняет сроки. Перечень документов стандартный, но у каждой семьи может быть особый случай или исключение.

При заказе срочной приватизации можно уложиться за один месяц, но стоимость ускоренной процедуры будет выше. Если средства позволяют, а времени на сбор документации не хватает, стоит воспользоваться услугами специальных агентств.

При обычных сроках для оформления и подписания договора тратится несколько месяцев.

Прохождение процедуры регистрации прав

  1. Для начала потребуется получение согласия всех, кто проживает в неприватизированном жилье, на перевод его в личную собственность. Согласие также требуется от несовершеннолетних детей, полученное в присутствии органов опеки.
  2. Далее необходимо обращение в Департамент жилищного фонда для получения договора социального найма и справки об отсутствии задолженностей по данному жилью.
  3. Больше всего времени занимает изготовление кадастрового и техпаспорта, которые выдаются БТИ.
  4. Пока готовится техпаспорт на жилье, можно взять справку о неимении задолженностей по коммунальным услугам.
  5. Потребуется посещение ЖЭКа, обращение с просьбой выдать документ, подтверждающий, что данное жилье ранее не приватизировалось. Времени потратится две недели на получение справки.
  6. Из Департамента имущественных отношений потребуется выписка о том, что жилье является муниципальной собственностью. Готова выписка будет через неделю.
  7. Из паспортного стола нужно получить справку (два экземпляра) о количестве проживающих на данной жилплощади людей.

Кроме документов, которые необходимо получить в различных инстанциях, нужно будет подготовить:

  • копии паспортов или других документов, удостоверяющих личности всех граждан, проживающих на приватизируемой площади;
  • документы о смене имени или фамилии (если был такой факт);
  • в случае смерти одного из прописанных жильцов, необходима копия свидетельства о смерти;
  • заявление с изъявлением желания приватизировать квартиру, подписанное всеми прописанными совершеннолетними жильцами в присутствии начальника ЖЭКа;
  • предоставляется выписка из домовой книги (она действительна две недели, выдается через пять дней после запроса);
  • выписка из Единого Государственного Реестра Прав (ЕГРП), получить ее можно через городской или районный МФЦ или УФНС после уплаты госпошлины на сумму 1000 рублей;
  • нужно через Регистрационную палату получить выписку из Росреестра, заранее оплатив госпошлину 1000 рублей.

После того, как собраны все требуемые документы, можно обращаться в соответствующий орган для подачи заявления на приватизацию. Рассмотрение заявления занимает 60 календарных дней.

При подписании договора обязательно должны присутствовать все прописанные жильцы квартиры, имеющие и не имеющие согласие на приватизацию.

На получение свидетельства о праве собственности тратится от полумесяца до месяца. После его получения нужно будет еще раз посетить БТИ, чтобы поставить на учет уже приватизированную квартиру.

Трудности во время приватизации и после нее

Чтобы процедура была проведена успешно, требуется согласие (заверенное) на нее всех, проживающих в квартире, или же заверенный письменный отказ.

Если имеются проблемные родственники, проведение процедуры может оказаться невозможным:

  • при наличии родственника, пропавшего менее пяти лет назад;
  • бывший супруг не желает давать согласие на приватизацию или отказ от нее;
  • зарегистрированный родственник, отбывающий наказание.

Когда прописанный родственник отказывается от приватизации, выписать их можно только с его согласия. Если получить согласие не получается, квартиру придется продавать вместе с прописанным родственником.

Если на момент сбора документов один из жильцов работает в отдаленной территории, его право на квартиру будет соблюдено бронированием его доли на неопределенный срок.

Ограничение сроков на бесплатную приватизацию подталкивает некоторых граждан пойти на столь серьезный шаг, не оценив должным образом материальные возможности, нынешние и будущие. Ажиотаж вокруг оформления жилища может привести к тому, что собственники жилья не смогут платить налог и должным образом содержать свой дом.

Отзывы граждан собирающих документы на приватизацию

Приватизацией занимаюсь с марта месяца. Почему так долго? Три раза теряли мои документы, приходилось собирать снова, пришлось трижды оплачивать через Сбербанк какие-то квитанции…
Приходится собирать слишком много бумаг, кроме обязательных еще и дополнительные. Через коммерческие фирмы оформить, чтобы собрали документы, нет лишних средств, приходится много своего времени тратить, чтобы ходить по разным инстанциям…

Несколько коротких советов

  • Бесплатная приватизация проводится однократно (за исключением некоторых случаев), требуется очень хорошо взвесить все «за» и «против».
  • При сборе документов граждане иногда забывают, что некоторые справки имеют ограниченный срок действия, их приходится собирать повторно.
  • Размер квартплаты будет зависеть не от количества прописанных людей, а от того, сколько у квартиры собственников.
  • При накопившихся социальных задолженностях квартира сможет выставляться на торги только при наличии у владельца, а также его членов семьи другой жилплощади.
  • Если возникают сложные, неоднозначные ситуации, лучше не пожалеть средств, чтобы проконсультироваться с грамотным юристом. Во многих случаях они с лихвой окупаются.

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить